Фрагмент для ознакомления
2
Задачи ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
1.Формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования.
2.Уточнение представлений дошкольников о жизни взрослых и детей, их взаимоотношениях
3.Привитие навыков социально-бытовой ориентировки, усвоение норм и правил поведения в быту и общественных местах.
4.Развитие интереса и формирование представлений о явлениях природы.
Исследование уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста мы разделили на 6 категорий:
1. Представление и определения понятия «Предметы окружающей среды». Формирование представлений о предметах окружающей среды, представлений об основных характеристиках предметов, свойствах и качествах различных материалов.
2. Представление и определения понятия «Семья». Формировать у детей представление о семье, нравственное отношение к семейным традициям, расширять знания о соседстве, учить понимать семейные связи, любить и уважать членов семьи у детей, показывать ценность семьи для каждого человека и заботу о близких.
3. Представление и определения «Труд». Познакомить взрослых с профессиями и трудом взрослых, вызвать интерес к труду, воспитать уважение к труду взрослых.
4. Представление и определения понятия «Животные». Формировать представления о домашних и диких животных, уметь называть и узнавать животных, знать, чем они питаются и где живут.
5. Представления и определения понятия «Растения». Формировать представление о растениях (цветах, деревьях, овощах, фруктах), называть и узнавать их по внешним признакам.
6. Представления и понятия «Природные явления». Формировать представления о явлениях природы, воспитывать любовь к природе, уточнять и расширять знания детей о явлениях природы [8].
Основные принципы дидактики познания окружающего мира детьми с нарушением слуха:
- доступность материала и его близость к опыту слабослышащего ребенка (усложняет образовательные возможности слабослышащих детей в зоне ближайшего развития);
- последовательность (переход от простого к сложному);
- систематичность (повторение учебного материала несколько раз);
- наглядность (широкое использование природных объектов, активное, а не пассивное обучение; таблички с печатным текстом; картинки);
- реализация коммуникативных функций языка - обширная речевая практика, приобретение словарного запаса, потребности в глобальном, тактильном, устном и письменном общении);
- принцип коррекционной направленности (развитие навыков речевого формирования и аудирования, обучение языку на практике);
- научность (преобразование) - развитие мышления детей с нарушением слуха от чувственного познания к словесно-логическому рассуждению);
- индивидуальный подход (создание каждому глухому ребенку благоприятных условий для достижения быстрых (понятия и способы деятельности) и долгосрочных (формирование личностных качеств);
- принцип опоры на ППД (связь теории и практики - широкое использование различных коррекционных мероприятий и обеспечение компенсаторного развития всех сторон психики ребенка, как общеобразовательной, так и профессионально-педагогической подготовки) [6].
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с нарушением слуха с окружающим миром является важной частью учебно-воспитательного процесса, благодаря которому воспитанники подучают первичные представления о объектах окружающего мира, их свойствах и признаках. Но дошкольники с нарушением слуха особо нуждаются в коррекционной работе по ознакомлению с окружающим миром.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002. 202 с.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.:, 1963. 321 с.
3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М., 2000. - 285 с.
4. Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шукшина С.Е., Шахманова А.Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Электронный ресурс] : Учебник. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2023. 146 с. https://znanium.com/catalog/document?id=419927.
5. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
6. Кулакова Е.В., Любимов М.Л., Соловьева Т.А., Яхнина Е.З. Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения // Наука и школа. 2015. № 5. С. 31-43.
7. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. Москва : ИНФРА-М, 2023. 390 с. — (Высшее образование). URL: https://znanium.com/catalog/product/2043316
8. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/
9. Шипилова Е. В., Алексеева М. Н., Егорушина М. Г. Особенности развития познания окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2021. С. 289–291. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznaniya-okruzhayuschego-mira-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya?ysclid=llxvvtb2fc427894181